Фестиваль современной поэзии снаружи и изнутри
Фестиваль современной поэзии прошел в Вологде уже в четвертый раз. В рамках фестиваля были организованы авторские лекции, драматургическая лаборатория «Вологда.txt», сторителлинг-спектакль, перфоманс «urbanism.txt», мастер-классы и Большой Поэтический Концерт. Молодые поэты из разных городов России читали стихи, общались с гостями, рассказывали интересные истории.
«Интернет и книги следует использовать правильно»
В рамках фестиваля удалось поговорить с поэтом, актером, перформером, соавтором и идеологом творческого объединения «Идешь, идешь и ХОП!», а также победителем турнира «Король поэтов» арт-клуба «Болт» (2014) Алексеем Климоном.
— Вы впервые в Вологде? Какие впечатления у вас сложились о городе?
— Я в Вологде первый раз. Часто раньше бывал в Карелии, и ваш город в чем-то немного похож по архитектуре. Мне просто очень нравится солнце, река и деревья — очень красиво. Я заходил в «Резной палисад» и вообще остался под огромным впечатлением от деревянного зодчества. Возможность познакомиться с этим — как путешествие в другое время! У меня в жизни этого было очень мало, поэтому я получаю абсолютно искреннее удовольствие. Здесь, в Вологде, есть напоминание о нашей истории. Это самое важное.
— Где вы успели побывать? Что особенно запомнилось?
— Был вчера ночью у памятника первому электрическому фонарю. Очень люблю собак, поэтому хотелось посмотреть.
— Перейдем к фестивалю. Можете рассказать про его организацию?
— Вопрос не совсем ко мне, но я кое-что знаю об этом. Миша Федотовский — организатор, который делал первые три фестиваля. Он распределил силы, чтобы не одному тянуть. Позвал людей, которым доверяет, своих, проверенных. Некоторые до этого еще не бывали в Вологде. Так, например, лично я ехал с ощущением того, что здесь очень благодарный зритель, что здесь живут люди, которые умеют слушать, которые ценят момент, идут за поэзией. И я за этой тишиной, душой и за этими взглядами сюда и приехал. Нельзя прерывать цепь фестивалей. Мы можем это делать — и мы это делаем. Мы — огромная команда. Что-то, возможно, начали делать чуть позже, но уже по запуску была понятна связь между городом и поэтом. Именно отношения поэта и города стали темой открытия фестиваля. Организация четвертого фестиваля — это дело чести, как для Михаила, так и для нас.
— Теперь вопрос, касающийся лично вас. Какой поэт вам ближе всего по духу?
— Борис Пастернак. Их много, но на данный момент он. Это, вообще, как погода за окном: ты выглядываешь — солнце, оно тебе нравится. В следующий раз — то же солнце тебе уже не нравится. Вот так я выглянул из окна, и мне уже довольно продолжительное время нравится Борис Пастернак. Потому что он меня преследует, в хорошем смысле. Точнее, я его преследую. Я чувствую родное чувство. Читаю, и понимаю, что это мое. Он визуальный поэт, он рисует картины, но картины ума. И вот эти картины ума мне очень интересны.
— Какой совет вы хотели бы дать всем начинающим поэтам?
— Не гнаться за славой. Это не нужно никому. Это как туман. Ты хочешь пойти куда-то и посмотреть, где туман. Приходишь — а он мгновенно рассеивается. Туман видим только издалека. Нужно быть скромным и наблюдательным. Только тогда появится сила. Нужно ценить и уважать миг жизни сейчас, не отвлекаться. Я считаю, что пишущим людям нужна диета, информационная. Интернет и книги следует использовать правильно. Если хотите писать, не забивайте себе голову лишним. Задавайте себе вопросы, старайтесь отвечать на них каждый день. Только работа ума сделает хороший слог. Я сам считаю себя начинающим поэтом. Людям нужно проводить внутреннюю работу: и тем, кто пишет, и тем, кто не пишет. А если постоянно откладывать все «на завтра», то ничего не будет.
«Дети «не секут» еще некоторые вещи, да им это и не нужно»
В рамках Фестиваля современной поэзии в Вологде состоялся спектакль Бориса Драгилёва «Почуковщина». Борис Драгилёв — артист кино и театра, сказочник, сторителлер и поэт. Ему удалось с новой стороны показать известные стихи Корнея Чуковского. Борис не менял текст, его главный инструмент — актерская игра: интонации, жесты, а также умение общаться с публикой. Бориса Драгилёва несомненно можно назвать волшебником. Ведь ему удается одновременно играть два спектакля: для детей и для взрослых.
— Вы не в первый раз в нашем городе. Что для вас Вологда?
— Река, березки, деревянные дома, жители со спокойными глазами — вот это все мое, родное. Питер более чужой для меня — мегаполис. В вашем городе мне очень нравится березовая аллея на набережной, еще улочки, где стоят деревянные дома, правда, не могу сказать названия. Также, у вас отменная молочная продукция. Вообще, я стараюсь покупать именно ее.
— Как вас приняла вологодская публика вновь?
— Не часто публика в конце встает и приветствует артиста! Чтобы зал стоя аплодировал после выступления — сейчас это дорого стоит. Еще после выступления ко мне подошли и спросили: «Можно вас обнять?» Нечасто такое бывает. Попросили не автограф, не сфотографироваться, а обнять. Мне неловко, у меня мокрая рубашка, на что мне отвечают, что так даже лучше (смеется). Это очень приятно. Появляется что-то большее, чем спектакль, вокруг возникает радостная атмосфера, я вижу радостные лица. Еще на спектакле была маленькая девочка, ей лет семь на вид. Она после выступления подозвала меня и на ухо мне сказала: «Очень классный спектакль».
— Как вам удается одновременно заинтересовать и детей, и взрослых?
— Есть маленькая хитрость. Спектакль одновременно проходит на двух уровнях: на взрослом и на детском. Дети «не секут» еще некоторые вещи, да им это и не нужно. Взрослые же понимают другие, более серьезные вещи, но снисходительно смотрят на игровые моменты, хотя иногда их это тоже захватывает: смотрят на то, как реагируют дети и сами включаются. Старшие видят счастливых детей и тоже начинают радоваться.
Фото: Елена Серова, Михаил Трапезников