Урок с историей
Громкий, по-военному строгий голос ведущей. Притихший класс спрятался за спины трех пионеров, сидящих впереди. Раз! — и уже не до смартфонов. Всем встать: в зал входят дети войны.
Интерактивный урок, урок-спектакль. На одной сцене и профессиональные актеры, и дети — участники театральной студии, и вологжане-ветераны. «Детство, опаленное войной» — совместный эксперимент театра-студии «Сонет» и Вологодской общественной организации «Дети войны». На спектакле побывало более 400 детей. Заявки от школ продолжают поступать. Уже 11 спектаклей прошло в рамках проекта «Дети войны — детям современности». Проект реализуется при поддержке Правительства Вологодской области.
О тонкостях и трудностях работы с нелегкой темой войны рассказала режиссер спектакля и художественный руководитель театра-студии «Сонет» Людмила Алёшина.
— «Детство, опаленное войной» — что это? Можно ли это назвать спектаклем? Или это какая-то новая форма?
— Очень часто грани стираются, и мы можем назвать это спектаклем, театрализованным представлением. Но это точно не композиция, потому что объем мысли, художественные варианты, которые здесь использованы, — это все ближе к спектаклю. Хотя оно идет таким массовым вариантом, у нас публика входит в содержание, не просто сидит как в театре. Публика входит в содержание через вопросы ведущего, через песню, которую поют все присутствующие, через все размышления, которые идут по содержанию. Поэтому это, наверное, другой формат. Самое главное у этого спектакля, мне кажется, — его содержание, направленное на восприятие ребенка. И это художественное выразительное средство, которое настолько выполняет свою функцию, что это содержание становится объемным и многозначным.
— Тяжело с юными актерами работать? Все-таки дети, а тема такая серьезная…
— Дети у нас из студии: кто год здесь учится, кто — два. Но в основном это дети, которые недавно пришли в «Сонет», и с ними всегда трудно, потому что для того, чтобы сыграть, нужен опыт. Когда опыта нет, то приходится восполнять его за счет энергии педагога. То есть, нужно быть для детей тем, от кого они могут брать самое важное — эмоции, настроение, темперамент. У детей тоже есть темперамент, но он в шалостях, а вот в сложных делах его трудно добыть. Поэтому, когда ребенок пытается проникнуть в смысл произведения (а это так просто сразу не получается), ему нужно объяснить каждое предложение, а иногда и каждое слово. Что такое война, голод, смерть. Приводишь пример, иногда одного примера не хватает — понимают только с десятого. Это целый процесс: много уроков, много репетиций. Только после этого дети начинают проживать свою роль и от себя выражать содержание, то есть выходят на уровень самовыражения.
— Как лично вас коснулась Великая Отечественная война?
— Это святая моя тема, потому что я блокадница. Я пережила страшные годы, когда, как говорят дети в спектакле, был и холод, и голод, когда все кругом умирало, а ты выживал. Борьба шла очень жестокая. И это запечатлелось у меня не на уровне сознания, а в подсознании, потому что я родилась в 1941-ом году, 2 ноября. А блокада началась в конце сентября. В первый год и второй была сплошная голодовка, когда люди падали, шли и падали, их никто не поднимал, потому что смысла не было в этом. Кадры про блокаду есть, все это известно. И это осталось у меня в подсознании. Благодаря этому я живу, чтобы помогать другим, и стараюсь реализовать этот принцип в театре. Мне важно, чтобы здесь проходили спектакли, чтобы здесь выходили на сцену дети, взрослые, чтобы это была жизнь. С отдачей. А все остальное — уж как получится. Есть люди-потребители, которые хотят все взять себе, а есть люди, которые отдают и видят в этом радость, свое счастье. И я знаю, сколько ты отдаешь — все вернется сторицей, бумерангом.
— Это был ваш первый опыт постановки спектакля на военную тематику?
— Нет, у нас есть еще один — «Это, девушки, война». Этот спектакль у нас в репертуаре уже два сезона. В основе сюжета — история о девчонках. На их долю выпали неимоверные трудности — трудности военной жизни. Мне кажется, каждый человек, который прошел через это — особенный человек. Неважно, дети, взрослые или военные. Мне кажется, не понять современному человеку, что это было за время. Хоть сколько книг прочитай — пока сам на собственной шкуре не прожил, все будет восприниматься по-другому.
— То есть, цель таких спектаклей не в том, чтобы просто попытаться понять, как жили тогда, а в том, чтобы получить какой-то урок?
— Да, урок. Но в случае с «Детством, опаленным войной» это уровень передачи информации от одного ребенка другому ребенку — ближе, чем объяснение взрослого. Ведь неслучайно говорят: нужно играть с ребенком. Встать на его уровень, тогда понимание будет достигнуто. Мы такие большие, а они такие маленькие, и очень часто нужно найти золотую середину, где мы не такие большие, и они не такие маленькие. Тут основа.
— Что скажете об актерах, задействованных в спектакле?
— Любовь Губернаторова — ведущая актриса нашего театра. Любовь Николаевна —вне слов. Значение той песни, которую она исполняет в этом спектакле, неоценимо. Эту песню, этот стих она держит буквально на острие. Это острие — очень тонкая актерская работа. Татьяна Преображенская — историк и учитель, такой человек, который и темой владеет, и может при этом доступно ее объяснить, рассказать. В то же время, она имеет хорошую школу актерского мастерства. Но сложность была в том, что урок — это в какой-то мере импровизация. Мы с Татьяной Вадимовной тему выстрадали и через сценарий, и через урок. Материал еще новый, поэтому в него нужно врастать. Есть некоторые недочеты в работе с аудиторией, но еще десяточек спектаклей, и эта работа будет поставлена как следует.
— Вы писали сценарий?
— Да, и мучилась, когда писала. Как подойти к этой теме? Она ведь очень сложная. Я сразу сказала: давайте не будем упускать детей. Давайте с третьего, четвертого класса начнем, пока они еще готовы слышать. Может быть, пятый, шестой, седьмой класс мы уже упустили. Может они нас уже не услышат. Сейчас идет аналитическая работа: мы смотрим, на каких детей настраиваться. Мы видим, как дети воспринимают этот спектакль, как начинают понимать и уходят отсюда совсем другими. Были даже моменты, когда дети плакали, значит что-то понимают, а это очень важно. Этот спектакль не развлекает детей, а настраивает их на вторую половину жизни, где трудности, где жестокость, где требуется мобилизация своих сил, собранность, организованность. Мне кажется, они это понимают во время спектакля.