«Ночь музеев 2018». Как это было
Этой ночью Вологодский кремль и окрестности превращаются в буйство сюжетов и историй. Эта ночь приходит в Вологду раз в год и запоминается надолго. Эта ночь — «Ночь музеев». Проект международный. Областная столица, к слову, принимает в нем участие уже 11-й раз. В 2018 году мероприятие прошло 19 мая. Темой этого года стали метаморфозы. Посмотрим, во что превратился музей на пять часов.
«Ночь в музее» началась с инсталляции из живых скульптур. Статуи можно было «оживить», бросив им монетку. Затем на сцене появился Чарли Чаплин. Музей ожил прямо на глазах, наполнился новыми персонажами. Кремль огласили звуки русских народных гуляний. Путешествие в мир ремесел, искусства и мастерства только начинается.
Стулья и корзины
Отправной точкой нашего путешествия станет художественный отдел. Его экспозиция посвящена истории стула. Обыденный для нас предмет претерпел множество изменений: от вычурности и излишеств эпохи барокко до минимализма и элегантности венской мебели.
Светлана Попова-Знаменская, дизайнер студии Less
— Почему ваша студия стала участником «Ночи музеев»?
— Со мной связались сотрудники музея, предложили поучаствовать и представить образцы современной мебели. Часть изделий, которые мы недавно сделали, уже успели купить, но я взяла с собой несколько моделей, причем не только собственного производства, но и из личной коллекции.
— Стулья — это ваша основная продукция?
— Ну вообще мы — молодая студия. Занимаемся дизайном интерьеров, архитектурным проектированием, а еще у нас есть столярная мастерская, в которой мы делаем мебель по своим чертежам и эскизам.
— Мы находимся в окружении роскошных стульев барокко и рококо. А чем современный стул отличается от своих предшественников?
— Во-первых, это, конечно, технологии производства. Во-вторых, они стали более простыми и удобными, практичными и приземленными.
На втором этаже расположились мастера, делающие сувениры прямо на месте. Тут вам и резчики по дереву, и ювелиры, и гончары. Наше внимание привлек ремесленник, плетущий изделия из ивовых прутьев.
Виктор Марков, ремесленник
— Почему вы выбрали такое ремесло?
— Я просто заинтересовался, пришел в студию и начал работать. Мне показалось интересным сделать что-нибудь руками. Мне показалось, что это красиво, оригинально.
— Расскажите поподробнее о вашем материале. Для плетения необходима какая-то особая ива? Как ее выбирают?
— Для плетения из ивы, как правило, используют однолетние побеги, и чем длиннее и тоньше прут, тем лучше. Кто-то разделяет иву по сортам, а кто-то берет любую длинную и тонкую. Есть и те, кто специально выращивает подходящие сорта.
— Перед тем, как начать плести, нужно ли иву как-то обработать?
— Если вы используете свежие, сырые прутья, то с ними ничего не надо делать, а вот прутья без коры необходимо замачивать, иначе они сломаются.
Виктор плетет корзину без ручек. На одну такую емкость он собирается потратить полтора часа. Желаем Виктору удачи и идем дальше.
Строй и порядок
Мы обнаружили небольшой военный лагерь времен Первой мировой войны. Бок о бок стояли представители Антанты и Тройственного Союза.
Алексей Минаев, председатель Вологодского военно-исторического общества
— У вас здесь интернациональная сборная. Какие страны представлены?
— Здесь со стороны Антанты есть представители русской императорской армии, а со стороны Тройственного союза — армия немецкого кайзера. Мы хотим показать живую историю, союзников, противников. Потому что это все обрастает какими-то полулегендами, полумифами. Для нас важно в деталях постараться восстановить, в данном случае, образ и русского, и немецкого солдата, которые были, в общем-то, главными противниками на восточном фронте.
— Расскажите о своей легенде.
— Я капитан 198-ого пехотного Александра Невского полка. Мы начинали с истории именно этого полка и продолжаем ее, потому что полк связан с Вологдой. Он из Вологды ушел на фронт в 1914.
Чудеса отечественной кухни. Чем будете потчевать?
В этом году Ночь музеев предлагает обогатиться не только культурно, но и гастрономически. В Юго-Западной башне кремля проходила дегустация русских блюд, приготовленных по рецептам древних поваренных книг. Тут и щи из квашеной капусты, и расстегай, и кисель, и рыба.
Кроме вкусной еды гости получили порцию интересных фактов о происхождении тех или иных блюд, узнали, чем похожи и чем различаются русская, кавказская и европейская кухни.
Куй железо, режь кожу!
В экономическом дворике расположились ремесленники раннего Средневековья. Тут же и чудо средневекового машиностроения — токарный станок на ножном приводе.
Кирилл Синовац, кожевенных дел мастер
— Что на вас за одежда?
— Конкретно я реконструирую горожанина. Это IX—XI век, Дания. По сословию я наемный воин.
— Я слышал, что карманами в Средневековье не особо пользовались и вещи хранили в капюшоне. Это правда?
— Не знаю, я первый раз такое слышу, может быть это легенда какая-то. На самом деле это не капюшон — это очень удобный и модный аксессуар, его можно использовать, как в теплое время года, так и холодной зимой. Карманы не очень функциональны, их придумали, чтобы облегчить образ, потому что раньше не было людей, которые ходили без поясного набора. Поясной набор — это определенные подвесы: бытовой нож, кошель, какая-то бытовая сумка. Вообще, они очень разнилось по своим функциональным направлениям.
— Есть какое-то название у вашего аксессуара — «не капюшона» — на датском?
— Все зависит от региона. Где-то он называется «шапирон» — это на французский манер. А вообще это худ. В более позднем Средневековье у худа появляется длинный хвост, можно в холодное время года обматываться им, как шарфом. А в теплое время года этот длинный хвост наматывали вокруг головы.
Друзья, ходите в музеи чаще! Тут здорово, тут живет история и традиции. «Ночь музеев 2018» была для нас по большей части рабочей, но все-таки смогла перенести нас в волшебный и загадочный мир вологодских музеев. Спасибо организаторам за их честный и упорный труд. А мы с вами завершаем наше длительное путешествие и прощаемся.