#открытиеВологды: Она зеленая, прохладная и деревянная
Апрель — месяц, тесно связанный с космосом, с небом. Поэтому в апреле мы поговорили с человеком, который тоже связан с небом — но очень необычно. Виталий Алябьев — удивительный человек. Он как Бэтмен, который днем является миллиардером Брюсом Уэйном, а ночью разъезжает по Готэму в поисках злодеев. В будни Виталий — успешный программист, а его альтернативная жизнь — так он сам называет ее в шутку — связана с небом. Дело в том, что Виталий коллекционирует фотографии самолетов.
Откуда ты родом?
Я родился на юге России — в Астраханской области в маленьком городке под названием Ахтубинск. В Вологду приехал в 2004 году, когда поступил в Вологодский политех. Окончив универ, остался в Вологде.
Почему остался?
Каждый человек волен сам выбирать место жительства. Мои родители живут в Ахтубинске, а мне хорошо здесь.
Ты впервые приехал сюда в 2004?
Нет, здесь живут мои родственники. Впервые я побывал в Вологодской области еще в детстве. Мы приезжали в Сокол, а в Вологду ездили на денек, чтоб погулять, посмотреть город.
Вологодская область — какая она для тебя?
Ее отличают три вещи: она зеленая, прохладная и деревянная.
У тебя есть любимое место в Вологде или области?
Оно находится в Сокольском районе, в сторону Харовска — красивый лес, берег Кубены. Мы приезжали туда в детстве. Давно там не был. Может даже лет десять. А в Вологде мне нравится переулок Засодимского, это за «Резным палисадом», там, где стоит церковь (Церковь Варлаама Хутынского — прим. ред.). А еще нравится старая застройка Вологды. К сожалению, деревянных домиков становится все меньше. Но они всегда радуют. Например, сейчас проезжал по улице Лермонтова и внезапно заметил дом № 29 — красивый деревянный дом Лабзиной. Когда едешь на машине, тебе некогда глазеть по сторонам, потому что нужно следить за дорогой. Поэтому я не замечал его до тех пор, пока не припарковался по соседству.
Какие в Вологде люди?
Они очень открытые и доброжелательные.
Какое время года лучше проводить в Вологде?
Мое любимое время года в Вологде — это октябрь и февраль. В октябре есть неделя или две, когда весь город в ярких красках. Февраль прекрасен в морозную солнечную погоду. И еще, пожалуй, нравится июль, потому что в этом месяце тепло и недождливо.
Расскажи о своем увлечении небом и авиафотографией?
С небом связано многое — в моей жизни оно проявлялось в нескольких ипостасях. Когда-то прыгал с парашютом. Впервые это было в 2007 году. Начинал прыгать с высоты 800 метров — это три секунды свободного падения. Совершил около восьми прыжков с разными парашютами. Например, при прыжке с 1 200 метров установлен маленький парашютик для стабилизации, который не дает тебе кувыркаться в воздухе. Прежде чем раскрыть купол парашюта на этой высоте, нужно досчитать до 15. Парашютисты считают тысячами: 1001, 1002, 1003 и т. д. до 1015. Пока считал, практически не успел ничего разглядеть. Любовался красотами уже после раскрытия парашюта, когда спускался под куполом.
Потом летал на параплане. Когда служил по контракту на Кубани, познакомился с местным парапланным сенсеем. Он поставил меня на крыло. В отличие от парашюта параплан стартует с земли или с какой-то возвышенности и парит за счет потока воздуха. Кстати, первые парапланы энтузиасты шили из парашютов. Для того чтобы взлететь, нужен либо мотор, либо возвышенность с теплыми потоками воздуха. На Кубани идеальные условия для полета на параплане: есть и горы, и море. Парить можно пока не надоест, или пока «ветер не выключат». Управлять парапланом несложно. При желании за две недели можно неплохо натренироваться. Конечно, при условии, что будет подходящая погода. Я налетал на Кубани несколько десятков часов.
С чем связана такая любовь к небу?
У меня на родине — в Ахтубинске — находился большой гарнизон, аэродром. С детства приходилось и засыпать, и просыпаться под звук самолетов. От любви к авиации я пришел к фотосъемке. Занимаюсь этим с 2011 года. Дело было так. В интернете начали появляться тематические ресурсы, где любители и профессионалы публиковали свои авиафотографии, то есть снимки объектов авиации. Коллекционируя интересные фотографии, пришел к мысли, что их можно делать самому. Тогда я купил свою первую камеру и поехал снимать. Стал делиться снимками, набираться опыта. Спустя время продал фотоаппарат, купил другой.
Камера должна быть особенная?
Нет, чтобы получить хороший результат, достаточно средней камеры и более или менее приличного длиннофокусного объектива. Это не космические деньги. Позволить себе такую технику сегодня может даже студент. Кстати, любители зачастую снимают даже лучше профессионалов, потому что цена камеры — далеко не решающий фактор в этом деле. Ценится не только качество. Поясню. Кто-то гонится за эксклюзивностью — допустим, за каким-нибудь единственным самолетом определенной раскраски и определенной компании или за последним самолетом, который в ближайшее время снимут с полетов. Также есть редкие места, откуда можно снимать.
Это сродни коллекционированию?
Да, кто-то коллекционирует монеты, флаги, значки, да что угодно, а кто-то — снимки авиации. Некоторые люди ведут рейтинг (сколько снимков сделал, где и т. д.). Кто-то этим рейтингом соревнуется с другими, кто-то ведет его только для себя. Фотографию в сфере авиации можно условно разделить на художественное направление и споттинг. Споттинг (от англ. spot: «увидеть», «опознать» — прим. ред.) — это наблюдение за самолетами и ведение их учета. Изначально в Советском Союзе споттерами называли людей, которые просто наблюдали за самолетами и записывали информацию о дате и времени прилета, модели и т. д. Потом эти люди пересели на фотографию, чтобы запечатлеть процесс. Споттерам не столь важно качество и художественная составляющая снимка. Они рады, что сняли самолет здесь и сейчас, и теперь он в их коллекции.
Художественное направление — для тех людей, которые не гонятся за количеством фотографий, они подходят к делу более творчески: придумывают сюжет, обыгрывают самолет в кадре, ищут необычные ракурсы и места съемки. Такие люди ради нужного кадра полезут на дерево в лесу. Как и в фотографии в целом, в авиафотографии есть свои фишки: тренды приходят и уходят. Например, одно время было модно снимать отражение авиатехники в лужах. Но потом этот стиль сошел на нет. У некоторых фотографов есть почерк. Иногда по фото сразу можно понять, кто его автор.
Где размещаются фотографии?
Авиафотография представлена на нескольких площадках. Самая популярная международная — airliners.net, в России — russianplanes.net.
Сложно ли попасть в сообщество авиафотографов?
Достаточно всего лишь начать фотографировать и публиковаться. Как и в любом деле, все зависит от того, насколько ты будешь узнаваем, цитируем.
Где ты обычно фотографируешь?
Если я еду в отпуск или по делам, то я заранее смотрю, что в этом городе можно снять. Но иногда приходится отправляться куда-нибудь специально. Например, этой зимой во время новогодних каникул купил билет на рейс «Череповец — Великий Устюг». Полетел я вот почему. Аэропорт в Великом Устюге закрывали на ремонт, по планам после ремонта он должен снова стать длинной полосой и принимать более новые самолеты. А мне было важно полетать в Устюг на возрастном самолете, так сказать, поставить галочку. Я говорю про Як-40 — на тот момент единственный самолет «Северстали». Было неизвестно, оставят его или продадут, спишут. Поэтому взял билет на один из заключительных рейсов. Перелет стоил около четырех тысяч.
Расскажи про этот полет. Как это было?
Из самолета можно снять очень интересные кадры: с ракурсами на крыло или двигатель, на закате. В самолете я всегда выбираю определенные места, ориентируясь по солнцу и направлению маршрута. Некоторые эксклюзивные фотографии можно сделать только на взлете и посадке. Я говорю о каких-то наземных объектах, куда никогда в жизни не добраться. Шанс небольшой, но он все-таки есть. Вот такие гиковские лайфхаки. Когда летел в Великий Устюг, выбрал место у окна по солнцу. Полет проходил днем, поэтому солнце находилось на юге. Регистрируясь на рейс, выбрал левый борт, потому что мы летели на восток. Правда в тот раз мой расчет не оправдался, потому что выше облаков мы так и не поднялись. Дело в том, что январь — это не очень солнечный месяц в нашем регионе. Летели в дымке. Авиафотографы очень сильно зависят от погоды. Приходится ждать, переносить планы, а иногда задуманное и вовсе отменяется. Есть очень много внешних факторов, на которые ты не можешь никак повлиять.
Если кто-то захочет попробовать себя в авиафотографии, куда можно отправиться для начала?
Фотографировать можно на различных тематических праздниках, фестивалях. Все эти события проходят, как правило, в конце августа и посвящены Дню авиации. Праздники проводятся при любом более или менее крупном аэродроме. Приглашаются обычно все желающие. Например, подобное мероприятие каждый год проходит в Иванове и называется «Открытое небо». В программу входит выставка авиатехники, показательные выступления. Кроме того, у любого авиационного полка есть день образования. На крупные даты они устраивают День открытых дверей. Зная эти дни, можно сделать интересные снимки. Иногда очень даже ценные.
Какие самолеты есть в твоей коллекции?
Моя копилка — это старые советские и даже редкие самолеты, которые встречаются все реже. К сожалению, я не застал времен, когда их было больше. Еще есть пассажирские иномарки. Для нашей местности их наличие — это редкость. У меня есть любимый цвет в обработке. Такая тонировка фотографий. Это не фильтр, а более теплые цвета, теплый оттенок. Мои снимки можно найти на сайте russianplanes.net, в Instagram и на нескольких зарубежных площадках.