#открытиеВологды: Будь я в Вологде туристом, я бы сразу на вокзале потерялась
Елена Иванова — тренер по ирландским танцам. Это все, что я знала о ней, когда мы познакомились.
После нашего знакомства мне еще предстояло узнать: 1) что Лена рисует и преподает рисование, 2) что Лена умеет на раз—два делать сложные прически и намертво пришпиливать к макушкам парики, 3) что Лена сама создает некоторые костюмы для выступлений, 4) что Лена постоянно заканчивает какие-то курсы, хотя не понятно, в какое именно время успевает их посещать, 5) что Лена постоянно путешествует и 6) что Лена — человек, у которого в сутках явно больше 24 часов.
Поговорим с Еленой Ивановой обо всем этом, о многом другом и, конечно, о Вологде.
Ты коренная вологжанка?
Я родилась в Великом Устюге. В Вологду приехала учиться, на истфак в ВГПУ. И осталась. Вообще я параллельно с Вологдой поступила в СПбГУ на юрфак. Но финансовая ситуация сложилась неудачно. Поэтому я осталась поближе к дому, совмещала учебу и работу. Не жалею. У меня классная, престижная специальность, красный диплом, хорошие отношения с преподавателями. До сих пор те знания и опыт, которые я получила во время учебы, использую в работе.
Есть любимые места в Вологде?
Наверное, несколько таких «мест силы» есть. Спасо-Прилуцкий монастырь. Если получается вылезти погулять — всегда с удовольствием. И всех гостей города туда обязательно вожу. Это туристическая Вологда, которой, на самом деле, очень мало. Ее всегда нужно показывать, обращать внимание. Еще люблю крохотный монастырь на улице Бурмагиных. Очень уютное местечко: большой красивый дом, который остался от монастырского подворья. Люблю пешком догулять, спуститься по мостику. Нравится Осановская роща. Там тоже приятно. Правда, она сейчас очень активная стала, много всего вокруг понастроили, нависает новый жилой комплекс. Полудикое место превращается в парковую зону. Раньше было настоящее ощущение леса. Конечно, и сейчас можно найти местечки дикие, там, где старая роща. Я вообще люблю много ходить пешком по городу.
Ты получаешь удовольствие от того, что гуляешь пешком, или от того, что гуляешь по Вологде?
Я не привязана к городам в принципе. Я с раннего детства очень много езжу, видела много городов. И сейчас много путешествую по разным странам. Несмотря на то, что я почти двадцать лет живу в Вологде, нельзя сказать, что это моя точка возврата. Я могу оценить какие-то местные фишки, уютные местечки, но пиетета я не испытываю от того, что живу здесь или гуляю именно по Вологде. Пиетет такой накатил на меня раз в жизни — в Яффе. Это Израиль. Городок-муравейник, весь три-дэ. Не понимаешь, по какой улице идешь, вверх или вниз. Вот этот город меня впечатлил, как и его история.
А что насчет возвращения домой? Чувствуешь что-то подобное, когда возвращаешься в Вологду?
Так ведь это мне и не дом. Это же не моя родина. Я когда-то сюда приехала. Я много взяла от этого города. Это хороший этап моей жизни, но не финал.
Но ты все-таки любишь Вологду?
Она мне импонирует. Здесь я провела достаточно большую часть своей жизни. Это приятный, уютный город. Лучше многих. У меня нет цели просто отсюда уехать. Я вообще не особо понимаю людей, которые переезжают в столицу ради самого факта переезда. Когда ты меняешь место жительства, ты двигаешься за чем-то. Если ты понимаешь, что не можешь достичь цели в определенном городе, ты двигаешься в другой. Но станет ли он твоей конечной точкой — неизвестно. Вот и все. Переезжать в Москву ради галочки — какой смысл у этого действия?
Какие в Вологде люди?
В целом позитивные, но осторожные к другим людям. Тебя не встретят улыбкой. С тобой не вступят в непринужденный разговор. Но если ты становишься ближе к человеку, он откроется тебе как хороший, добрый, готовый поддержать, обменяться информацией, энергией. То есть, поначалу вологодские люди закрытые, неэмоциональные. Это неплохо. Это просто черта. Не сказать, что она сильно местная. Например, вологодские люди более интеллигентные, чем череповецкие. С чуточку пригашенной самооценкой. А череповецкие любят немножко сверху на всех смотреть. Еще Вологда ленивенькая, в позиции наблюдателя. «Я посижу, посмотрю, чем дело кончится. А когда почувствую себя более уверенно в ситуации, тогда и вступлю в процесс». Но если можно не вмешиваться, то лучше не вмешиваться. Нет никакого авантюризма.
Три ассоциации с Вологдой.
Очень хочется не быть банальной. Во-первых, клевые интересные люди. Много людей, которые готовы создать вокруг себя движуху. Есть города, где такие люди отсутствуют как класс. Например, «Том Сойер фест» меня совершенно поражает. И вдохновляет. Люди делают свои проекты качественно, не для того, чтобы денег заработать. Делают для себя. Еще про Вологду — «нет» туристам. Когда возвращаешься из другого города, а еще лучше — из другой страны, можешь посмотреть на Вологду другими глазами. И я думаю, будь я в Вологде туристом, я бы сразу на вокзале потерялась. Такое ощущение, что тебя тут вообще не ждут. Город, который нужно наскоком брать, ехать сюда с бешеной мотивацией что-то выкопать. Если ты турист без плана — тебе здесь ничего не светит. Все непонятно, по-местному, нет дружелюбности к приезжим людям. Самостоятельно ты здесь ничего не найдешь и ничего не увидишь. Я это поняла после поездки в Калининград — это встречающий, принимающий город. И настолько большая разница с Вологдой! Можно было список составлять, чего у нас не хватает. Да, сюда грустно возвращаться, если подумать. Третья ассоциация — блеск и нищета. Можно за проезд телефоном заплатить, а на остановке выходишь — и ноги переломал. Я имею в виду, что что-то прогрессирует, а что-то — остается на месте. В городской инфраструктуре нужна единая работающая система. Тогда город и станет приветливым. А сейчас как-то грустненько.
Давай тогда про что-нибудь веселое. Поговорим про ирландские танцы.
Ну да, они веселые, ничего не скажешь (смеется).
Как ирландские танцы появились в твоей жизни?
Была какая-то абсолютная случайность. Я даже не зафиксировала в памяти этот момент. Просто торкнуло — и вот я уже ищу видеоуроки в интернете. Наверное, ирландские танцы зацепили меня как то, чего у нас нет. А почему нет? Это же клево, интересно. Я металась по городу, по всем танцевальным и фитнес-направлениям. Потом стала заниматься одна дома, искала людей, которым это тоже интересно. Все только начиналось, все были новичками. Помню, мы в аське обсуждали, как правильно прыгать рилы, чем «трёшка» отличается от рила. Спойлер: ничем. Никто нам ничего не объяснял, все делалось методом научного тыка. Пришлось много думать, искать, собирать по кусочкам. Потом уже появился преподаватель, к которому можно было съездить и понять, что ты ничего не поняла и ничего не умеешь. Мы работали с камерами, записывали, смотрели на себя и других, анализировали, работали над ошибками. Потом исследовательский интерес начал расползаться по другим областям. Сам танец — необъятная материя. Можно бесконечно узнавать что-то новое. Большое количество направлений и стилей. Поле непаханое. Все интересно, все хочется узнать. Потом начинаются методики — как рассказать другим, как вдохновить, как научить. Соревнования — это уже тонкости судейства, правила, подготовка людей. Лепить чемпиона — интереснейший процесс. Вообще, ирландские танцы — отдельный мир. Со своими правилами, своими звездами. У нас даже есть свои дизайнеры, которые за дикие деньги шьют платья, полностью продумывают внешний вид, включая макияж и прическу. Куча возможностей, каждый сможет здесь найти что-то свое, по своим способностям. Этот мир хочется исследовать и приводить в него других людей.
Любовь к ирландским танцам выливается в любовь к чему-то еще ирландскому?
Совершенно не обязательно. Чаще бывает наоборот. Человека может сначала зацепить ирландская музыка. Она очень разная: и рок, и сказочный фэнтезийный фольклор с символикой и мифологией, которую многие так любят. Могут быть общие впечатления от страны, любовь к самой Ирландии. Отсюда люди как раз и приходят в танцы. И идут дальше. Например, в язык. А ирландский язык такой интересный, в нем столько всяких фишечек. Ведь он не очень популярен, сами ирландцы мало и плохо на нем говорят. Но в нем такие уникальные логические связи, живая материя. Ирландский язык учишь на инсайтах. У меня вот так сработало. А другие могут начать осваивать народные ирландские инструменты или увлечься литературой. Ирландская классическая литература по духу близка русской литературе времен Гончарова, Достоевского. Я говорю сейчас не про эпос, а про авторские произведения. Кто-то глубже идет в танцы — уходит от спорта, от зрелищности. Отправляется к истокам, где танцы содержат историю народа. Я пыталась в русской культуре найти танцы, которые могли бы рассказывать историю нашего народа, но у нас такого нет. Есть какие-то ритмы, названия, которые, может быть, вышли из обрядовости. Но на этом и остановились. Если начинаешь раскапывать ирландские танцы, такие пласты находишь! Например, танец называется «Осада Энниса». Что за Эннис? Что за осада? Потом оказывается, что этот несчастный город кто только не осаждал, какие только страсти вокруг него не кипели. Начинаешь думать, какая именно осада отображена в танце. И все дальше, дальше зарываешься. А всего-то — простая схема танца, которую ты выучил. Но за ней — истории, люди, их взаимоотношения.
Еще ты рисуешь и учишь рисованию. Как это получилось?
Я окончила художественную школу. Сама туда записалась. Но у меня никогда не было идеи стать профессиональным художником. Просто удовольствие, интерес — узнать новое, научиться. Когда я пришла работать в допобразование, оказалось, что мои знания востребованы, я могу многому научить. Детям нравится — мы везде с ними влезаем, ходим в багетные мастерские, на выставки. Иногда случайно знакомимся с художниками. Рисуем на улице. Для детей это становится настоящим открытием, мир для них меняется.
Когда ты осваиваешь новые знания, то думаешь в первую очередь об удовольствии, которое ты получишь, или о том, как это пригодится тебе в работе?
В первую очередь мне просто становится интересно, цепляет. Проекты, которые приносят работу и доход, всплывают в этой связке сами. Я получаю кайф от какого-то дела, от новой информации, а потом появляются люди, которые мне за это готовы платить. Здорово! Я совсем не против. Так у меня всегда — наверное, мне везет.
А твои родные не страдают от недостатка твоего внимания?
С этим есть определенные сложности. Но я всегда делю с ребенком уроки — не все, те, которые требуют особого контроля. Стараемся вместе куда-то выбираться. Ей интересны те же вещи, что и мне. Она всегда меня поддерживает в моих занятиях. Она очень любит рисовать. Мы вместе ездим в собачий приют, берем щенков, идем выгуливать. Недавно были на выставке кукол. Как-то лепили из глины. Гуляем вместе — по всяким необычным местам, а не просто во дворе.
Как ты все успеваешь: интуитивно или благодаря тайм-менеджменту?
Я верю в тайм-менеджмент. У меня все просчитано, день наполнен от и до. Иногда пятнадцать минут отклонения могут сбить все мое расписание. Раньше я специально изучала тайм-менеджмент, чтобы понимать, как это работает. Но сейчас я перехожу на другую систему. Стопроцентная занятость дня отнимает много сил. Я стараюсь найти в расписании время на дела, которые делать некогда, но очень хочется. Или время, когда можно честно позволить себе заниматься ничем. Пока дается сложно. Но я учусь бездельничать (смеется).